Что делать, если ребёнок боится выступать на утреннике: советы для родителей
Нередко для детей, особенно от природы стеснительных, утренники в саду или начальной школе превращаются в настоящее испытание.

Рассказываем, как подготовить ребёнка к важному событию. Не просто разучить с ним песню, танец или стихотворение, но и помочь ему справиться с волнением перед выходом на публику.
Позитивный настрой за несколько недель до утренника
Подготовку к выступлению лучше начинать за несколько недель. Не делайте акцент на оттачивании исполнительского мастерства. Гораздо важнее зарядить ребёнка положительными эмоциями, чтобы он с нетерпением ждал самого праздника и своего выступления на нём.
1. Не давите на ребёнка. Избегайте выражений, которые навешивают на него груз ответственности: «Ты должен выступить лучше всех», «Главное — не подведи нас». Цель — поучаствовать в утреннике и получить удовольствие, а не получить «Оскар».
2. Используйте вовлекающие фразы. Вместо «Тебе обязательно нужно выучить стих» — «Давай сходим на весёлый праздник. Там за стихи Дед Мороз будет дарить подарки».
3. Поделитесь воспоминаниями из детства. Покажите ребёнку свои детские фотографии с утренников. Расскажите, что тоже переживали, но ничего страшного в итоге не случилось.
Знакомство с материалом должно проходить естественно. Для малышей двух–трёх лет лучшая форма обучения — игра. Стишок можно рассказывать, укладывая мишек спать, а танцевальные движения разучивать в виде весёлой зарядки для зверят.
Ребёнок четырёх–шести лет уже способен на осознанные репетиции, но и здесь на помощь приходит игра. Устройте кукольный театр, где зрителями будут игрушки, а юный артист получит первые аплодисменты от вас.
Детям семи–десяти лет важно понимать «зачем». Объясните, что выступление — это способ подарить радость зрителям, проявить свои таланты и стать частью праздника.
Финальный рывок
Перед настоящим выступлением организуйте генеральную репетицию. Соберите дома самых близких людей. Пусть ребёнок разыграет перед ними небольшой спектакль. Не забудьте подготовить зрителей. Напомните им, что их задача — не критиковать, а поддерживать.
Когда до события остаётся несколько дней, на первый план выходит проработка возможных страхов. Дети часто боятся не самого выступления, а ошибки. Дайте понять ребёнку, что ошибаются все, никакой катастрофы в этом нет.
Можно использовать технику «А что, если…». Попробуйте сыграть с ребёнком в простую игру. Спросите, чего оно боится больше всего. Например, он скажет: «А что, если я забуду слова?». Ваш ответ: «Ничего страшного, я буду сидеть в первом ряду и тихонько подскажу».
Полезно придумать слова, предметы или действия, которые придадут ребёнку уверенности. Это может быть:
- секретное рукопожатие с папой перед выходом из дома;
- счастливый элемент костюма: особенная заколка, носочки с супергероем, монетка в кармане;
- напутствие, которое вы скажете на ушко, допустим: «Улыбнись, ведь ты — звезда!».
Не забудьте про организационные моменты
- Костюм. Не только красивый, но и удобный. Ребёнок должен в нём свободно двигаться, танцевать и не потеть. Проведите примерку заранее, чтобы в день икс не выяснилось, что где-то жмёт или колется.
- Режим дня. Выспавшийся ребенок — априори более спокойный и адекватный. Накануне утренника ложитесь спать вовремя, избегайте шумных игр и просмотра мультфильмов.
- Еда. Лёгкий и вместе с тем питательный завтрак в день выступления даст энергию, но не вызовет тяжести.
Как вести себя в день выступления
В день выступления эмоциональное состояние родителей становится решающим. Дети, особенно маленькие, воспринимают волнение взрослых как сигнал тревоги. Постарайтесь создать максимально спокойную атмосферу. Заранее рассчитайте время, необходимое на сборы, чтобы не было спешки. Обязательно говорите слова поддержки.
Всегда имейте наготове запасной план:
1. Для малыша — договорённость, что если он расстроится и не захочет выступать, вы сразу заберёте его домой.
2. Для дошкольника — не паниковать, если забыл движение в танце, в таком случае можно посмотреть на соседа и повторить за ним или найти взглядом воспитателя — она покажет, что делать.
3. Для школьника — фраза: «Если что, просто улыбнись и сделай вид, что так и задумано».
Что делать после утренника
То, что происходит после утренника, не менее значимо, чем сама подготовка. Ваша реакция влияет на отношение ребёнка к будущим выступлениям.
Первые слова и действия должны быть наполнены безусловной поддержкой. Неважно, каким было выступление, — обнимите ребёнка и скажите: «Я тобой горжусь». Сфокусируйтесь на усилиях, а не на результате. Похвалите его за:
- смелость: «Ты так уверенно вышел на сцену!»;
- стойкость: «Я видел, ты сбился, но не растерялся!»;
- эмоции: «Ты светился от счастья!».
Если нужен анализ выступления, то пусть он будет очень тактичным. Не спрашивайте: «Ну как ты сам оцениваешь свое выступление?». Лучше спросите: «Что тебе больше всего понравилось на празднике?», «Что запомнилось?». Если ребёнок сам вспомнил об ошибке, отнеситесь к этому с юмором: «Зато как артистично ты вышел из положения!».
После выступления устройте маленький праздник. Например:
- посмотрите дома всей семьёй любимый мультфильм малыша;
- сходите в кафе и поешьте мороженого;
- пройдитесь по магазинам и купите игрушку, о которой ребёнок давно мечтал.
Заключение
Во время подготовки к утреннику не стоит требовать от ребёнка идеального выступления. Важно быть рядом с малышом, когда ему страшно, искренне радоваться его успехам и находить тёплые слова вне зависимости от результата. Ваша главная награда — не похвала воспитателя или учителя, а счастливые глаза ребёнка, который знает, что его любят, ценят и поддерживают.
