Советские новогодние открытки: как поздравляли с Новым годом с 1922 по 1991

Почему люди до сих пор говорят о советских новогодних открытках, если СССР распался больше двадцати лет назад?

Советские новогодние открытки: как поздравляли с Новым годом с 1922 по 1991

Не только потому, что бабушки и дедушки, папы и мамы всю жизнь бережно хранили их, а потом — разными путями — они попадали в руки коллекционеров и продолжали сохраняться дальше.

История советской новогодней открытки живёт потому, что это уникальный предмет коллекционирования — музеи устраивают целые выставки, посвящённые этим небольшим листам бумаги. Но дело не только в художественной или исторической ценности. Эти открытки — сохранившиеся до наших дней следы чьих-то прожитых счастливых мгновений — разные почерки, обращения по имени, короткие семейные новости, тёплые пожелания. Лингвисты, которым довелось изучать семейные архивы открыток, одними из первых уловили их главный смысл — тайну Нового года как праздника, состоящего не из оливье и салютов, а из уважения, благодарности и любви.

Попробуйте устроить игру в Тайного Санту
Можно играть в офисе и дома, с семьёй и друзьями. Игра подходит для офлайна, когда все живут рядом, и для онлайн-жеребьёвки, если близкие оказались далеко.
Попробовать
Попробуйте устроить игру в Тайного Санту

Как люди получали новогодние открытки в СССР

Самый типичный маршрут советской новогодней открытки — почта, киоски «Союзпечать» и книжные магазины.

Перед праздниками, в конце ноября-декабре, советский человек заходил в любое из этих мест и покупал их единичными экземплярами или сразу стопками, чтобы хватило всем адресатам — любимым родственникам и друзьям.

Открытку нужно было не только купить, но и подписать и успеть отправить, чтобы она дошла к празднику. Поэтому раньше это была целая предпраздничная подготовка — наравне с ёлкой и подарками.

Хорошо, что стоили они дёшево — несколько копеек за штуку и десятки за набор. Многие из них были маркированными — с напечатанной маркой и номиналом, который соответствовал почтовому тарифу. А если марка не была напечатана заранее, её нужно было докупить и наклеить самостоятельно.

Пересылка одной открытки по почте в конце 1980-х по некоторым сведениям стоила 4 копейки.

Советские граждане покупали открытки себе или другим?

Новогодние открытки почти всегда покупали для других — это был массовый и недорогой способ поддерживать связь на расстоянии, когда мессенджеров и маркетплейсов не было, и даже обычный телефонный разговор нужно было заказывать заранее.

Многие отправляли открытки десятками, потому что проще подписать стопку одним свободным вечером, чем обзванивать каждого или писать длинные письма.

Себе открытки тоже оставались — многие дети и взрослые люди любили их коллекционировать, но это было и следствием сопроводительного эффекта общения на расстоянии — все пришедшие поздравления складывались в коробки, книги, ящики секретеров.

💡
Филокартия — процесс классифицирования и коллекционирования открыток, ровесник первой появившейся в мире в XIX веке открытки.

Что изображалось на советских новогодних открытках

После советской антирелигиозной кампании и ёлка, и другие праздничные практики были вытеснены, а затем на смену им в 1935 году пришла инициатива устроить реабилитационные ёлки —  праздничные мероприятия для детей, которых решили не религиозной идеологии, которую они всё равно не понимали, а ярких, интересных, радостных символов. 

💡
Тогда в газете «Правда» написали: «В дореволюционное время чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, во дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская ёлка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года ёлку для своих ребятишек… Давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах».

Поэтому, после специального указа ВЦСПС, Новый год, ёлка, Дед Мороз, Снегурочка и сказочные зверятки стали главными героями открыток. После к ним присоединились изображения парадной Москвы и Кремля, как государственных символов народного единения. Был и космос, и производственные сюжеты, и технологические мотивы — открытки влёгкую использовались, как идеологический инструмент массовой культуры, который неизбалованный народ с удовольствием покупал и рассматривал под разными углами.

Всё благодаря таланту советских художников, о которых мы поговорим дальнее — без них не было бы этих замечательных и памятных изображений.

Георгий Куприянов

Не просто знаменитый художник, но и кинооператор на «Мосфильме» — появлением нескончаемой любви к искусству обязан отцовскому подарку, фотоаппарату «Фотокор 1». Все его новогодние открытки — не рисунки, а результаты работы в домашней фотостудии с куклами собственного изготовления.

Изображения Георгия Алексеевича Куприянова, источник: Pinterest
Изображения Георгия Алексеевича Куприянова, источник: Pinterest

Виктор Климашин

Советский график и мастер книжной, политической и рекламной иллюстрации. Был фронтовым корреспондентом, разрабатывал и открытки, и марки. А его живописные работы по сей день представлены в главных галереях страны.

Иллюстрации Виктора Семёновича Климашина, источники: Pinterest и meshok.net
Иллюстрации Виктора Семёновича Климашина, источники: Pinterest и meshok.net

Валерий Пименов

После переезда в Ленинград его жизнь изменилась — судьба начинающего бойкого художника перевернулась в тот миг, когда его работы стали показывать на всесоюзных выставках. Теперь этот человек, даже после смерти, — заслуженный народный автор СССР и Российской Федерации.

Иллюстрации Валерия Васильевича Пименова, источники: Pinterest и meshok.net
Иллюстрации Валерия Васильевича Пименова, источники: Pinterest и meshok.net

Семья Куртенко

Георгий Куртенко родился в семье потомственных художников — его дед писал иконы. Дело продолжило развиваться так же коллективно — к работе с открыткой его привёл младший брат Андрей, который первым начал сотрудничать с издательствами. За тридцать лет — с 1971 по 2001 год — по рисункам семьи Куртенко было издано более 330 открыток.

Иллюстрации членов семьи Куртенко, источник: Pinterest
Иллюстрации членов семьи Куртенко, источник: Pinterest

Владимир Четвериков

За годы работы Владимир Четвериков оформил открытки, конверты и телеграммы, которые разошлись по стране тиражом около 650 миллионов экземпляров. В масштабах советской полиграфии это делает его одной из ключевых фигур жанра. Его иллюстрации — с лесными зверями, похожими на персонажей зимней сказки, и добродушным Дедом Морозом — сегодня легко узнают и ценят коллекционеры.

Иллюстрации Владимира Ивановича Четверикова, источник: Pinterest
Иллюстрации Владимира Ивановича Четверикова, источник: Pinterest

Владислав Чмаров

Стиль художника легко считывается даже без подписи — его выдают точность линий и особая работа с формой. Это неслучайно: художник получил образование в Полиграфическом институте, где освоил основы печатной графики. Полиграфия, выросшая из традиции деревянной резьбы и ручных форм, стала для него не просто ремеслом, а главным ориентиром.

Иллюстрации Владислава Васильевича Чмарова, источник: Pinterest
Иллюстрации Владислава Васильевича Чмарова, источник: Pinterest

Евгений Гундобин

Художник, обретший известность именно благодаря своим открыткам — ярким изображениям в духе реализма про социализм и культуру СССР и красоту русской природы. Идеальное сочетания талантов для автора тех лет.

Иллюстрации Евгения Николаевича Гундобина, источник: Pinterest
Иллюстрации Евгения Николаевича Гундобина, источник: Pinterest

Игорь Знаменский

Художник и иллюстратор, работавший для кино, анимации и телевидения. Он окончил художественный факультет ВГИКа, после чего в течение нескольких лет сотрудничал с «Союзмультфильмом». Его живописный стиль легко узнать по сказочности и сюжетам, говорящим о празднике.

Иллюстрации Игоря Васильевича Знаменского, источник: Pinterest
Иллюстрации Игоря Васильевича Знаменского, источник: Pinterest

Юрий Арцименев

Один из художников, работавших с почтовой графикой в СССР и в постсоветское время. За десятилетия работы он создал сотни изображений — от марок до конвертов и почтовых карточек. По оценке Бориса Илюхина — мастера почтовой миниатюры и члена художественного совета издательства — Арцименев по праву считается одним из сильнейших художников-марочников России.

Иллюстрации Юрия Николаевича Арцименева, источник: Pinterest
Иллюстрации А. Бойкова, источник: Pinterest
Иллюстрации А. Бойкова, источник: Pinterest
Иллюстрации Т. Гиршберг, источник: Pinterest
Иллюстрации Т. Гиршберг, источник: Pinterest
Иллюстрации В. Пономарёва, источник: Pinterest
Иллюстрации В. Пономарёва, источник: Pinterest
Иллюстрации Г. Ренкова, источник: Pinterest
Иллюстрации Г. Ренкова, источник: Pinterest

Советская новогодняя открытка соединяла в себе повседневный быт, государственную идеологию, художественный поиск каждого рисовавшего её художника и личные человеческие чувства.

Дешёвая и доступная, она становилась очень важным средством связи между людьми, заменяя звонки, письма и личные встречи в канун праздников.

Советские открытки пережили систему, в которой были созданы, не просто так — сегодня благодаря им люди могут напомнить себе, как правильно разговаривать на языке праздника — не требовать подарков от Деда Мороза, а быть внимательными к окружающим.

Материал по теме:
История рождественских открыток: от 1843 года до наших дней
Подробнее
История рождественских открыток: от 1843 года до наших дней
Автор: